Adobe Premiere Pro CS5 возвращение лидера?

Программа нелинейного монтажа Adobe Premiere 6.5 была самым массовым продуктом на профессиональном рынке. Компания Adobe долго тянула с ее обновлением, и в итоге появился принципиально новый продукт, на новом движке: Adobe Premiere Pro. Не все пользователи Adobe Premiere 6.5 сочли такое обновление программы удачным, т.к. был радикально изменен дизайн программы, что было воспринято отрицательно многими консервативными пользователями, программа перешла только на однодорожечный способ наложения переходов, и плюс Premiere Pro оказался достаточно «сырым», например некорректная работа модуля захвата видео. Он не мог работать в фоновом режиме, а также осуществлял подмотку видеокассеты в видеокамере при поиске сцены, что значительно снижало ресурс ее лентопротяжного тракта. И еще один существенный момент корректная работа гарантировалась только на процессорах, которые поддерживали набор инструкций SSE2, таким образом, за бортом оказалась большая доля пользователей процессоров AMD AthlonXP, довольно популярного процессора на тот момент времени.
Инженеры компании Adobe быстро устранили большинство недоработок, и свет увидела новая версия программы Adobe Premiere Pro 1.5. Эта версия оказалась стабильной, обладая функцией автоматического сохранения проекта, через заданный интервал времени, не надо было как в Adobe Premiere 6.5, постоянно нажимать комбинацию: Ctrl+S. Также был поправлен модуль захвата видео, теперь он мог работать без подмотки и в фоновом режиме. Но как часто это бывает с продуктами компании Adobe, два шага вперед, один шаг назад. Появился фоновый захват, но пропало фоновое воспроизведение видео на линейке времени (можно было сворачивать программу и делать активными другие панели, без остановки воспроизведения). Но пользователи Adobe Premiere 6.5 все еще не спешили переходить на версию Pro, да и производители аппаратных карт видеомонтажа перестали поддерживать программы серии Pro, исключение составляет только продукция фирмы Matrox. Часть производителей поглотили конкуренты, как например компанию Dazzle, другие производители аппаратных карт, выпустили достаточно популярные программы нелинейного монтажа: Canopus Edius, Pinnacle Liquid, которые шли в комплекте с их оборудованием. И пользователи Adobe Premiere 6.5, которые привыкли работать с картой Canopus DV Storm, выбирали не новый продукт Adobe, а разработки конкурентов, которые имели большое количество своих плюсов. Да и как с форматом DV компания Adobe, опоздала с поддержкой формата HDV, достаточно кривая поддержка была реализована в обновлении Premiere Pro 1.5.1.
Инженеры и маркетологи компании Adobe, остались верны себе, и был представлен комбайн Premiere Pro 2.0, куда добавили много новых возможностей: Multicam (с возможностью работы всего с четырьмя камерами), встроенный блок DVD авторинга (который был позаимствован у программы для домашних пользователей: Adobe Premiere Elements), наконец-то появилась нативная поддержка HDV формата и функция Adobe Clip Notes. Adobe заручилась поддержкой своего продукта у производителя профессиональных карт ввода-вывода видео AJA в лице карты AJA Xena. Т.е. получился профессиональный продукт с элементами мультимедиа предназначенных для прошумер и домашних пользователей. Все в одном.
Следующая версия программы получила название: Adobe Premiere Pro CS3. Таким образом, закончилась путаница с номерами версий программ: Adobe Premiere 6.5, Premiere Pro 1.0 (7.0), Adobe Premiere Pro 1.5 и 2.0. И все программы в наборах от Adobe шли с окончанием CS3, исключение составили отдельные программы линейки Elements и Adobe Audition. Но даже сейчас версия Premiere Pro 7.0 продолжает вносить неразбериху для начинающих пользователей.
Компания Adobe сосредоточила все силы на самый большой свой козырь, это интеграция программ. Был выпущен набор программ для работы с видео Adobe Production Premium CS3. Да и сам дистрибутив Adobe Premiere Pro CS3 значительно расширил свой функционал, за счет добавления новых программ. Из Premiere Pro CS3 убрали встроенный модуль DVD авторинга. Его место заняла довольно популярная программа авторинга Adobe Encore CS3 с возможностью создания Blu-Ray дисков. Также в стандартную комплектации, была включена программа для работы с мобильными устройствами Adobe Device Central CS3. После покупки компании Serious Magic ее продукты были переименованы и на выходе получили имя: Adobe Onlocation CS3 – программу для мониторинга видео с цифрового камкордера по интерфейсу IEEE1394.
При покупке набора программ: Adobe Production Premium CS3 или Master Collection CS3, пользователи получали в «нагрузку» уникальную функцию не имеющую аналогов в отрасли: Adobe Dynamic Link. Она позволяет поднять уровень интеграции между программами набора на новую высоту. Также в наборе добавлены новые продукты компании: Adobe Soundbooth CS3 – аудио редактор для видемонтажеров и Adobe Ultra CS3 (Serious Magic Ultra) – кейер с набором библиотек для создания виртуальных студий. Для завоевания расположения пользователей к программе Adobe Premiere Pro CS3, компания пошла на открытый диалог и выложила бета версию Premiere Pro CS3 на сервис Adobe Labs, где ее можно было бесплатно скачать, а также написать свой отзыв на форуме. С версией Premiere Pro CS3, Adobe вернулась на платформу Mac (так как компания Apple перешла на процессоры Intel).
Не обошлось и без старых болячек, работа программы на длинных проектах, никогда не была сильной стороной Adobe Premiere Pro. Поэтому при работе с HDV видео, рекомендовалось захватывать видео, одним большим куском, функция Scene Detect была выключена. Зачем-то был убран довольно необходимый в хозяйстве фильтр Green Screen Key – для работы с зеленым экраном (хотя более простой эффект присутствует в программе для домашних пользователей Adobe Premiere Elements и спокойно работает в Premiere Pro CS3).
Версия программы Adobe Premiere Pro CS4, вышла на обновленном движке, хоть и осталась 32-битным приложением, но могла запускать несколько потоков, и оптимизирована под 64-битную операционную систему Windows Vista.
Из плюсов: интеграция между программами стала еще более тесной, добавлена уникальная возможность распознавания слов Speech Transcript. Теперь возможен импорт всех новых видео форматов и контейнеров: P2, XDCAM EX, AVCHD, R3D, MXF, IMX, AVC-Intra. Появилась поддержка программ сторонних производителей: Final Cut Pro, Avid Media Composer, DigiDesign Pro Tools. Продукт поддержали производители аппаратных карт ввода-вывода для видеомонтажа: AJA, BlackMagic, Matrox. С помощью плагина REDCODE теперь можно монтировать кино, работая с нативными R3D файлами от камеры RED One. Появилась поддержка технологии CUDA с помощью плагина Elemental Accelerator от компании Elemental Technologies. Декодирование и кодирование видео, аппаратное ускорение ряда эффектов, возможно на профессиональных видеокартах nVidia семейства Quadro. Adobe Premiere Pro CS4 поддерживает и эффективно использует все новые архитектуры процессоров и их наборы инструкций, за счет чего работает еще более быстро.
Реализовано интересное решение: модуль просчета видео Adobe Media Encoder CS4 стал автономной программой и может использоваться независимо от Adobe Premiere Pro CS4, а также поддерживает просчет проектов других программ, например: композиции Adobe After Effects и проекты Adobe Soundbooth CS4 (.asnd). Плюс он имеет прямую интеграцию с аппаратной картой для ускорения просчета H.264 видео: Matrox CompressHD.
Обновления Premiere Pro CS4 стали выходить регулярно, чтобы успевать поддерживать новые форматы и продукты, а также устранять ошибки в работе программы и расширять функционал программы. На своих блогах ведут диалог с пользователями, не только разработчики программы, но и люди, отвечающие за работу инсталлятора наборов программ. Не секрет, что количество запросов в службу поддержки в первые месяцы, связаны именно с различными ошибками в момент установки. Так вот количество запросов за тот же промежуток времени, у CS4 снизился до 50% относительно CS3. Инженеры обещают, что время установки наборов CS5 уменьшится, и по желанию пользователей в это время можно заниматься фоновыми задачами: просмотр электронной почты, прослушивание музыки.
Теперь о минусах: не всем нравится, что программа Adobe Media Encoder CS4 стала автономной, т.е. например, иногда выскакивают ошибки при отправке проекта из программы Adobe Premiere Pro CS4 в программу Adobe Media Encoder CS4. Плюс движок работает с копией проекта, а как известно тяжелые проекты могут долго грузиться, так вот в случае с Adobe Media Encoder CS4, это время может становиться очень заметным. Не все производители сторонних плагинов, смогли поддержать новую программу Adobe Premiere Pro CS4, многим понадобилось на это слишком много времени, некоторые так и не смогли обеспечить тот же функционал что доступен для версии CS3, как это произошло в случае с движком CineForm Prospect HD/4K. Штатный эффект Green Screen Key так и не появился в списке доступных фильтров. А программа кейер Adobe Ultra была исключена из наборов программ. Также куда-то подевалась неприхотливость программы, в плане сожительства в одной системе с программами предыдущих версий.
И на мой взгляд программа стала более тяжела в обслуживании, т.е. от пользователя теперь требуется более глубокие знания, для нормальной настройки рабочей станции, системы и программы. Этот момент отпугивает много пользователей, так как не все любят лежать «под капотом»…
Видимо, чтобы держать пользователей в тонусе, чтобы они не иммигрировали на другие платформы компания Adobe, изменила себе и выложила видео на официальный ресурс Adobe TV с описанием Adobe Premiere Pro CS5 и нового движка программы: Adobe Mercury Playback Engine. Немного информации о будущей программе Adobe Premiere Pro CS5 можно прочитать здесь. Хотелось бы отметить, что на мой взгляд было принято правильное решение раз программа теперь является 64-битным приложением, то и работать должна только на 64 битной операционной системе. И положительный момент, что поддерживаться будет только одна система Windows 7, без учета платформы Mac. Наконец-то пользователи перестанут работать на системах не рекомендованных производителем, таких как Windows ХР 64, что благотворно скажется на имидже программы и в итоге поможет пользователям собрать нормальную рабочую станцию, отвечающую рекомендованным требованиям. Также и при случае использования GPU ускорения, будет предложен список графических карт, состоящих не только из профессиональных, но и игровых решений. Понятно, что такой момент может кого-то не устроить, но если посмотреть на список рекомендованных графических карт для станций Apple Mac Pro, то мы тоже не заметим большого выбора.
Среди некоторых пользователей Final Cut Pro есть твердое убеждение, что Adobe Premiere похож на Final Cut Pro. На самом деле все наоборот: Рэнди Убиллос/Randy Ubillos ведущий разработчик программы Adobe Premiere, перешел в компанию Macromedia и начал работу над созданием программы нелинейного видеомонтажа Final Cut Pro. Данный проект длительностью более 4 лет, в итоге был продан компании Apple. И в 1999 году, в свет вышла программа Final Cut Pro 1.0. Компания Maromedia была поглощена компанией Adobe, а Final Cut Pro теперь занимает 50% рынка профессионального видео, имея в активе 1.4 миллиона пользователей. Плюс у Apple есть конкурент набора Adobe Production Premium – это Final Cut Studio, который еще не может составить полную конкуренцию, но некоторые продукты очень высокого качества, также компании Adobe, придется поработать, чтобы не стать в роли догоняющего.
Надеюсь, что с выходом версии Adobe Premiere Pro CS5 компания попытается вернуться в лидеры рынка профессионального видео, как это было с версией Adobe Premiere 6.5.